b_insider (b_insider) wrote,
b_insider
b_insider

К истории выборов губернатора Петербурга 1996 г. Ч2.1

Татьяна Драбкина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

в марте 1996 года

1.    Деятельность органов ИСПОЛНИТЕЛЬНой ВЛАСТи

1.1.    Мэр Санкт-Петербурга

1.1.1.    Встречи с депутатами Госдумы от региона

По инициативе мэра СПб А.Собчака 4 марта состоялась его встреча с депутатами Государственной Думы от СПб и Ленинградской области. Присутствовали представители фракций НДР, КПРФ, "ЯБЛОКО", "Народовластие", независимые депутаты. Мэр выразил удовлетворение созданием в Думе группы "Невская инициатива" (см. [1, 2]) и призвал депутатов срочно оказать помощь в решении жизненно важных городских проблем. Он выступил с инициативой введения нового порядка финансирования федеральных организаций и учреждений, расположенных в СПб, а именно, за счет доли собираемых в городе налогов, перечисляемой в федеральный бюджет, не перечисляя эти деньги в Москву. Мэр считает, что в условиях хронического недофинансирования учреждений образования, здравоохранения, науки, культуры, находящихся на федеральном бюджете, такая мера необходима - ежегодно в СПб собирают 13-14 триллионов рублей федеральных налогов, однако федеральные расходы на город составляют лишь 7-8 триллионов. Мэр также предложил депутатам лоббировать федеральные программы реконструкции исторического центра СПб, завершения строительства комплекса сооружений для защиты города от наводнений и экологические программы, связанные с обустройством полигона для уничтожения химических отходов "Красный Бор". Кроме того, мэр предложил депутатам добиваться принятия Думой ряда специальных решений, имеющих значение для России в целом, в частности, о выпуске облигаций для погашения потерь обманутых вкладчиков.

Через две недели состоялась вторая такая встреча, которая в основном была посвящена обсуждению генерального плана развития СПб. А.Собчак не представил депутатам обещанную на прошлой встрече информацию о задолженности федерального бюджета городу, объяснив это тем, что пришлось заниматься переносом даты выборов мэра. По существу вопроса о переносе выборов мэр заявил, что не понимает, кому и зачем понадобилось запретить совмещение выборов президента РФ с местными выборами. Это замечание было воспринято присутствующими с недоумением - всем известно, что Собчак горячо одобрил идею переноса выборов с 16 июня на 19 мая (см. 2.1.).

1.1.2.    Протест прокурора на распоряжение мэра

Прокурор СПб внес протест на распоряжение мэра СПб от 30 января 1996 г. "О мерах по обеспечению гарантированного поступления налогов в городской бюджет". Законность данного распоряжения рассматривалась прокуратурой в связи с обращением депутата ЗС С.Андреева, направившего также соответствующий запрос мэру СПб. В распоряжении содержится поручение Фонду имущества СПб осуществлять продажу на аукционе имущества должников, на которое органами налоговой полиции РФ наложен административный арест. Депутат в обращении указывает, что Управление департамента налоговой полиции РФ по СПб является территориальным органом федеральных органов исполнительной власти, следовательно, регулирование порядка его организации и деятельности противоречит ст. 71 Конституции РФ, согласно которой установление системы федеральных органов находится в ведении РФ. Кроме того, порядок реализации имущества при наложении административного ареста Управлением департамента налоговой полиции РФ по СПб установлен соответствующим Положением, утвержденным государственной налоговой службой РФ и имеющим прямую юридическую силу. Предоставление распоряжением мэра СПб права продажи имущества должников Фонду имущества СПб является незаконным и провоцирует конфронтацию с федеральными органами. Упомянутое Положение предусматривает право участия в продаже имущества за долги широких предпринимательских кругов на конкурсной основе, тогда как распоряжение мэра передает городскому Фонду имущества монопольные возможности продажи этого имущества.

1.1.3.    Предвыборная кампания А.Собчака

Предвыборная кампания А.Собчака набрала темп еще задолго до ее официального объявления.

В начале месяца мэр посетил предприятия легкой промышленности, где встретился с трудовыми коллективами и руководителями. Встречи на этих предприятиях, где значительную часть работников составляют женщины, были приурочены к женскому празднику 8 марта. Выступая перед работницами, мэр подчеркивал, что самое трудное время - позади, наметился подъем производства, снизилась инфляция. Он заверял, что через 5 лет в городе не останется коммунальных квартир; что правительство города дает гарантии под кредиты для закупок нового оборудования; что Олимпийские игры дадут огромный приток иностранных инвестиций в город и т.п. Столь оптимистические заявления, впрочем, не вызывали бурного восторга собравшихся.

Мэр призывал не голосовать на президентских выборах за кандидата-коммуниста: "как только к власти придут коммунисты, сразу же из магазинов исчезнут товары". Он обещал освободить от взносов на городскую инфраструктуру те предприятия легкой промышленности, которые будут строить жилье для своих работников, а предприятиям, производящим ремонт своих фирменных магазинов, обещал уменьшить арендную плату на сумму, затраченную на ремонт.

А.Собчак продолжал активно искать поддержки демократических организаций города. Он выступил на постоянно действующем совещании демократических партий и движений СПб, почти открыто предлагая себя в качестве единого кандидата от демократических сил (см. 4.1.1.). Своими программными принципами он провозгласил опору на идею регионализма как основу демократии в России и отстаивание на основе этой идеи интересов Петербурга, превращения его в европейский город. Реализация этих планов во многом зависит от исхода выборов Президента РФ, поэтому Собчак в ходе собственной избирательной кампании намерен не только агитировать за Ельцина, но и убеждать сторонников Зюганова в том, что их лидеру выгоднее оставаться в оппозиции.

   

1.1.4.    Участие мэра в выборах Президента РФ

Мэр СПб возглавил региональный комитет общероссийского движения общественной поддержки Б.Н.Ельцина на выборах Президента РФ. В составе комитета - видные ученые, общественные деятели и деятели культуры СПб, в том числе писатель Даниил Гранин, директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, народные артисты РФ Олег Басилашвили и Кирилл Лавров, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая, первый заместитель мэра Владимир Путин, депутат Госдумы Людмила Нарусова (супруга мэра СПб).

Депутат ЗС Игорь Артемьев обратился к прокурору города с просьбой рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности мэра СПб и его первого заместителя В.Путина, грубо нарушивших ст. 23 Федерального Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, запрещающую должностным лицам органов государственной власти заниматься предвыборной агитацией.

1.2.    Правительство Санкт-Петербурга

1.2.1.    Конфликт антимонопольного управления с региональной энергетической комиссией

Произошел конфликт между Санкт-Петербургским территориальным управлением по антимонопольной политике и городской региональной энергетической комиссией. Начальник управления Олег Колмийченко заявил о выходе представителей управления из этой комиссии. Причина такого решения - практически полное игнорирование руководством региональной комиссии большинства предложений, высказываемых на ее заседаниях представителями антимонопольного управления. Последней каплей, переполнившей чашу терпения работников управления, стало утверждение энергетической комиссией принципиально нового метода расчетов за тепловую энергию для потребителей, получающих энергию от государственного предприятия "ТЭК". Был введен двухставочный тариф, вызвавший волну негодования со стороны промышленных предприятий. Представители антимонопольного управления, в принципе не имея ничего против двухставочного тарифа, возмущены тем, что о таком принципиальном решении, связанном с деятельностью естественного монополиста, антимонопольное управление узнало в последнюю очередь, без права претендовать на решающий голос или хотя бы на высказывание своего мнения. В правительстве СПб сильно обеспокоены возникшим скандалом. Первый заместитель председателя правительства Алексей Кудрин обещал принять все необходимые меры для примирения сторон. О.Коломийченко заявил, что руководство антимонопольного управления изменит свое решение только в том случае, если А.Кудрин в ближайшие дни предоставит ему твердые гарантии того, что мнение специалистов управления будет хотя бы обсуждаться, а не просто "приниматься к сведению", как это было до сих пор [3].

1.2.2.    Заграничные командировки членов правительства

На запрос депутата Законодательного собрания А.Кривенченко о зарубежных командировках работников городской администрации в 1994-1995 гг. первый заместитель мэра В.Путин сообщил следующие данные: в 1994 г. члены правительства СПб были в зарубежных командировках 17 раз, в 1995 - 36. Работники комитетов, департаментов и управлений - соответственно 40 и 79. Работники районных администраций - 10 и 26. Мэр находился в зарубежных командировках в 1994 г. 20 раз, в 1995 - 26. Оплата расходов из городского бюджета составила в 1994 г. 4 297 164 003 руб., в 1995 1 752 705 093 руб.

1.2.3.    О финансовой политике правительства СПб

В связи с изданным в конце января распоряжением мэра "Об упорядочении взимания платежей с юридических лиц и граждан государственными учреждениями СПб" (см. [2]) известный петербургский публицист Михаил Золотоносов провел журналистское расследование [4]. Анализ показал, что несмотря на определенный популистский характер (в части, где комитету экономики и финансов поручается проверить обоснованность тарифов и представить предложения по их снижению), этот и ряд других документов, принятых в последние месяцы, составляют единую систему, смысл которой - борьба с глубоким бюджетным кризисом путем увеличения всеми доступными мерами бюджетных и внебюджетных доходов. На самом же деле по результатам реализации распоряжения вряд ли можно ожидать снижения стоимости платных услуг, оказываемых созданными при департаментах государственной власти коммерческими учреждениями. Доходы государственных учреждений интересуют мэрию только с той точки зрения, что чем больше учреждения зарабатывают сами, тем меньше они нуждаются в дотациях из городского бюджета. По оценке экспертов, за год госучреждения оказывают платных услуг на сумму в несколько десятков миллиардов рублей. Складывается впечатление, что мэрию волнует не величина тарифов, а правомерность положения, когда госучреждения оказывают платные услуги как бы сверх своих основных функций, установленных учредительными документами, т.е. за зарплату. Сами же эти документы можно переработать таким образом, чтобы плата шла прямо в бюджет. Автор обзора предполагает, что поэтому комитету экономики и финансов не выгодно снижать тарифы, и предметом бюрократического торга станут лишь перечни платных услуг, оказываемых "за зарплату" и дополнительно. Та же политика прослеживается и в отношении тарифов на коммунальные услуги: прямо в бюджет эти платежи не поступают, но чем больше соответствующие службы соберут с населения, тем меньше их придется дотировать из бюджета и тем больше будет налогооблагаемая база. Эти тарифы сейчас регулирует исключительно мэрия. Рассчитываются они по-старинке - затратным методом. Занимается расчетами одно из подразделений КЭФ - управление финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Очевидно, что при проверке обоснованности тарифов, проводимой тем же КЭФ, трудно ожидать их снижения. Поэтому неудивительно, что распоряжением мэра от 18 января 1996 г. произведено очередное, очень значительное повышение тарифов на оплату жилья и других коммунальных услуг. Более того, этим же распоряжением установлен дискриминационный порядок оплаты коммунальных услуг: с 1 февраля тарифы для граждан, купивших квартиры на вторичном рынке без оформления прописки, существенно выше, чем для граждан, прописанных в своих квартирах (например, обслуживание и ремонт инженерного оборудования - в 17,5 раз; уборка лестничных клеток - в 8 раз). Эта мера с очевидностью противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ, с принятием которой институт прописки упразднен. Тем не менее та же дискриминация содержится и во внесенном в Законодательное собрание законопроекте "Об оплате жилья, коммунальных услуг и предоставлении гражданам жилищных субсидий". Автор обзора считает, что экономической подоплекой этого является желание увеличить дотацию на содержание жилья и уменьшить дотацию на оплату горячего водоснабжения. Это, в свою очередь, отражает победу лоббистов жилищно-коммунальных служб над лоббистами естественных монополий.

<...>

 


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments