b_insider (b_insider) wrote,
b_insider
b_insider

Categories:

К истории выборов губернатора Петербурга 1996 г. Ч1

Время многое стирает из памяти, но еще больше в этом преуспевают люди, которым выгодно представлять происходившее в благоприятном для них ракурсе. Еще одно обстоятельство, заставившее нас начать выкладывать этот аналитическо-справочный материал, исчезновение из интернета сайтов или документов, повествовавших о том времени.За поправки и уточнения будем благодарны.

Татьяна Драбкина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

в феврале 1996 года

1.    ДЕПУТАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ ОТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Председатель Законодательного собрания Юрий Кравцов, который, как и мэр А.Собчак, стал членом Совета Федерации РФ, занял в этом органе довольно важный пост - он избран первым заместителем председателя комитета СФ по конституционному законодательству и правовым вопросам. Членами того же комитета являются А.Собчак и председатель ЗС Ленинградской области В.Иванов. Таким образом, регион получил весомое представительство в этом влиятельном комитете.

Ряд депутатов Государственной Думы, избранных от СПб, заняли руководящие посты в органах Думы: Оксана Дмитриева ("ЯБЛОКО") вновь стала председателем подкомитета по бюджету, трое депутатов стали заместителями председателей комитетов: Борис Моисеев ("ЯБЛОКО") - в комитете по регламенту и организации работы Думы, Юрий Нестеров ("ЯБЛОКО") - в комитете по информационной политике и связи, Александр Шишлов ("ЯБЛОКО") в комитете по делам Федерации и региональной политике.

Члены созданной в Государственной Думе межфракционной группы депутатов от СПб и Ленинградской области "Невская инициатива" (см. [1]) активно информируют прессу о своей деятельности. Из 23-ех депутатов, проживающих в СПб или Ленинградской области, декларацию "Невской инициативы" подписали 8 человек, в основном представители "Яблока", а также Сергей Беляев и Людмила Нарусова (оба - НДР) и Галина Старовойтова. Подписал декларацию и единственный представитель "Трудовой России" в Думе, депутат из Ленинградской области В.Григорьев. Коммунисты из фракции КПРФ декларацию пока не подписывают, но заявляют о готовности сотрудничать. Члены группы Л.Нарусова и Ю.Рыбаков внесли запрос о финансировании из федерального бюджета медицинских учреждений, другие занялись вопросом финансирования метро. Анатолий Голов, который выступил с инициативой создания подобной группы еще во время предвыборной кампании, видит ее задачи в согласовании позиций ее членов по вопросам, затрагивающим интересы СПб и Ленинградской области.

Большинство депутатов, избранных в СПб и Ленинградской области, относятся к мэру СПб А.Собчаку в той или иной мере оппозиционно. Представители "Невской инициативы" А.Голов и А.Шишлов прямо заявили, что стремясь помогать решению наиболее острых городских проблем, они не намерены допустить, чтобы группу использовали для выборной кампании А.Собчака. В связи с этим наблюдатели отмечают двусмысленность положения группы, так как любое полезное для СПб дело может укрепить позиции А.Собчака. По некоторым оценкам [2], заинтересованность депутатов в том, "чтобы лавры их парламентской деятельности не достались иной политической силе", выразилась в одном из объявленных принципов депутатской группы - распространения достоверной информации о деятельности членов группы.

2.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

2.1.    Мэр Санкт-Петербурга

Мэр СПб Анатолий Собчак вступил в движение "Наш дом - Россия", что можно расценивать как еще один шаг по пути укрепления своих позиций перед выборами мэра 16 июня. К тому же он пытается возобновить контакты с демократическими движениями, о чем свидетельствует его присутствие на конференции ДВР (см. 6.1.1.).

В Совете Федерации РФ по инициативе А.Собчака в СФ был поднят вопрос о том, что средства федерального бюджета, предназначенные на финансирование федеральных программ, не должны уходить с территорий в Москву.

Мэр СПб обратился к Президенту РФ Б.Ельцину с открытым письмом, опубликованным газетой Санкт-Петербургские ведомости. Суть письма сводится к просьбе в первоочередном порядке подписать и ввести в действие только что одобренный Советом Федерации закон о внесении дополнений в Гражданский кодекс, предусматривающих первоочередное удовлетворение требований граждан по обязательствам банков и других кредитных учреждений в случаях их банкротства.

В начале месяца мэр провел совещание глав районных администраций, председателей комитетов и директоров департаментов мэрии, на котором обсуждался закон "О системе местного самоуправления в СПб", принятый Законодательным собранием в январе (см. [1]). А.Собчак отметил, что передача органам местного самоуправления всех полномочий, перечисленных в федеральном законе, и в установленные этим законом сроки приведет к обострению отношений между районами города из-за раздела единых коммуникаций и всего того, что требует единого общегородского решения, включая управление пассажирским транспортом и инфраструктурой города, землей, застройкой и т.п. Он сообщил, что Совет Федерации поддержал его предложение о внесении поправки в федеральный закон о местном самоуправлении, предусматривающей особый статус городов федерального значения. А.Собчак проинформировал, что собирается наложить вето на закон и предложить Законодательному собранию установить, что органы местного самоуправления формируются не по районам, а по избирательным округам, и что депутаты Законодательного собрания должны осуществлять руководство формированием местного самоуправления в тех округах, где они были избраны. По мнению мэра, это обеспечит ответственность депутатов за принимаемые решения.

Распоряжение мэра "Об упорядочении взимания платежей с юридических лиц и граждан государственными учреждениями СПб" призвано навести порядок в деятельности многочисленных хозрасчетных структур, созданных органами государственной власти для оказания платных услуг населению и юридическим лицам. В частности, установлено, что отраслевые и территориальные органы городской администрации не вправе взимать плату за осуществление ими возложенных на них законом государственно-властных полномочий, за исключением сборов пошлин и иных обязательных платежей, установленных законодательством; оказывать платные услуги за исключением предусмотренных законодательством; передавать хозяйствующим субъектам осуществление государственно-властных полномочий или выполнение отдельных элементов таких полномочий. Отраслевым и территориальным органам городской администрации предложено до 1 марта представить в комитет экономики и финансов перечень услуг, оказываемых подведомственными учреждениями, с указанием тарифов и обосновывающих тарифы расчетов. Анализ этих данных и предложения комитета экономики и финансов должны быть представлены к 1 апреля.

Подписано распоряжение мэра, которого долго ждали: "О порядке предоставления коммунальных услуг в СПб". Распоряжение регламентирует новые отношения между жильцами городских квартир и обслуживающими организациями. Теперь жильцы имеют право не оплачивать те коммунальные услуги, которые им не были предоставлены. Так, плату за воду можно не вносить, если вода отсутствовала в течение суток. Распоряжение вступает в силу с 15 марта. До 1 марта департамент по содержанию жилищного фонда предписано разработать и утвердить примерные договоры найма и аренды жилых помещений гражданами, проживающими в домах государственного фонда, а также договоры технического обслуживания и ремонта жилых помещений, находящихся в частной собственности или в собственности юридических лиц. Есть большие сомнения, что такую масштабную работу удастся квалифицированно проделать в отведенный срок. В ходе подготовки данного распоряжения обнаружились разногласия между мэрией и Законодательным собранием по поводу перечня минимальных требований к коммунальным услугам. В итоговом документе требования депутатов не учтены, а значит, борьба за права населения будет продолжаться. Одна из претензий к этому нормативному акту состоит в том, что не оговорены требования к качеству предоставляемых услуг, например, какой температуры вода может считаться горячей. Не ясно, что должен контролировать предоставление коммунальных услуг и их качество. Не определен порядок разрешения споров, которые могут возникать при заключении договоров между гражданами и коммунальными организациями.

В феврале вступило в силу распоряжение мэра "О первоочередных мерах по социальной поддержке работников образовательных учреждений, финансируемых из бюджета СПб", которое предусматривает ряд выплат и надбавок. 30% к окладу получат учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы. 15% составит доплата за качество педагогического труда отличникам просвещения и награжденным почетным знаком мэра "За гуманизацию школы". Молодым специалистам со стажем до 3 лет будет возмещаться половина стоимости единого проездного билета на пассажирском транспорте. Однако эти меры не решат проблем работников просвещения, которые возлагали большие надежды на городскую социальную программу помощи работникам образования принятие такой программы было одним из главных требований учителей во время их недавних акций протеста. Но правительство города намерено принять эту программу только в 1997 году, объясняя отсрочку отсутствием средств.

Распоряжением мэра "О городской комиссии по распоряжению объектами недвижимости" установлено, что объекты нежилого фонда предоставляются в аренду на срок более 10 лет исключительно на основании письменного разрешения мэра или правительства СПб. Утвержден состав и регламент работы соответствующей комиссии.

Мэр СПб подписал распоряжение "О поддержке фермерских хозяйств Ленинградской области и СПб", в соответствии с которым при правительстве СПб создан Совет содействия фермерам региона. Совету поручено до 30 марта разработать и внести на рассмотрения правительства порядок использования средств городского бюджета, направляемых на поддержку развития фермерских хозяйств, и подготовить программу развития этих хозяйств. Председателем Совета назначен заместитель мэра, председатель комитета торговли и продовольствия мэрии А.Степанов.

2.2.    Правительство Санкт-Петербурга

Правительство СПб рассмотрело итоги приватизации. Председатель КУГИ Михаил Маневич сообщил, что продажа акций приватизированных предприятий на инвестиционных торгах принесла средства, необходимые для развития производства. Объем инвестиций составляет 294 миллиона долларов, из них 269 миллионов уже дошли до адресатов. Существенно, что основные капиталовложения в производство осуществили в основном российские инвесторы, на долю иностранных инвесторов пришлось всего около 30% инвестиций. Доходы бюджета от приватизации составили около 111 млрд рублей, хотя планировалось получить примерно 175 млрд, т.е. бюджетное задание выполнено примерно на 70%. М.Маневич назвал следующие причины недобора средств: занижение стартовых цен пакетов акций (только осенью удалось добиться их повышения в 50-100 раз), усложненную процедуру приватизации зданий-памятников истории и культуры и опоздание с принятием решения о продаже пакетов акций, временно закрепленных в государственной собственности. М.Маневич сообщил результаты предварительного финансово-экономического анализа деятельности приватизированных предприятий (такой анализ проведен впервые в России). Было отмечено, что частный сектор по всем параметрам опережает государственный. Так, рентабельность на приватизированных предприятиях на 80% выше. Однако текущая ликвидность выше на государственных предприятиях.

В мэрии подвели итоги работы с письменными и устными обращениями граждан, направленными в районные администрации и комитеты мэрии в 1995 году. Всего таких обращений было более 88 тысяч, письменных - более 66 тысяч. Общий объем обращений граждан снизился по сравнению с 1994 годом на 20,6%, причем число обращений в комитеты мэрии возросло почти на 10%. Наибольшее число обращений поступало в жилищный комитет, комитет по социальным вопросам, управление административных органов, комитет по здравоохранению, т.е. в те структуры городской администрации, которые занимаются наиболее острыми для населения проблемами. По-прежнему преобладают обращения, связанные с проблемой жилья. Высока доля обращений по вопросам коммунально-бытового обслуживания, содержания жилищного фонда. Есть и новые моменты в содержании обращений граждан. Прежде всего это активное выражение отрицательного отношения к объявленному намерению властей о введении повременной оплаты телефонных переговоров внутри города (эта перспектива в течение последних месяцев сильно беспокоит горожан).

2.3.    Районные администрации

Распоряжением мэра от 14 февраля главой администрации Петроградского района вместо недавно уволенного П.Кошелева (см. [7]) назначен Юорис Пайкин ( с испытательным сроком 6 месяцев). Ю.Пайкину 30 лет - это самый молодой глава районной администрации. Окончил Ленинградский технологический институт холодильной промышленности, занимался предпринимательской деятельностью. До последнего назначения был Президентом АОЗТ "Финн-Полпа-Нева". На общественных началах работал советником первого заместителя мэра - председателя комитета по управлению городским хозяйством В.Яковлева.

3.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

3.1.    Бюджет

14 февраля, с большим нарушением сроков, установленных законом "Об основах бюджетного устройства в СПб", в Законодательное собрание был внесен проект бюджета 1996 года. Администрация объясняет задержку мучительными попытками сбалансировать бюджет, имеющий огромный дефицит. В итоге бюджет получился очень сложным, финансирование расходных статей значительно меньше реальных потребностей: расходная часть бюджета составляет 13,4 триллиона рублей при минимальной потребности (на уровне 1995 года) 17 триллионов. По данным мэрии, прогноз по доходам не превышает 10,1 трлн. рублей. Дефицит бюджета - 3,3 триллиона рублей.

Основные показатели бюджета таковы [3]: органы государственного управления - 269,9 млрд руб. (из них на Законодательное собрание 21,1, на городскую администрацию 248,8); правоохранительная деятельность - 408,8 млрд.; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу - 25,58 млрд.; промышленность, энергетика, строительство - 159,47 млрд.; охрана окружающей среды - 24,8 млрд.; транспорт, дорожное хозяйство, связь - 1 трлн. 552,6 млрд.; жилищно-коммунальное хозяйство - 4 трлн. 554,5 млрд.; образование - 2 трлн. 73,3 млрд.; культура, искусство - 310,2 млрд.; здравоохранение и физкультура - 1 трлн. 769,6 млрд.; социальная политика - 976 млрд.; обслуживание внутреннего долга 1 трлн. 93,6 млрд.; прочие расходы - 94,6 млрд.

Особенностью нового бюджета является то, что впервые СПб получит помощь из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (около 355 млрд. рублей) на финансирование мероприятий, предусмотренных федеральным законом "О ветеранах".

Учтя опыт прошлого года [4-6], мэрия предусмотрела в бюджете инфляционные доходы (в соответствии с прогнозом Министерства экономики РФ - 1,9% в месяц).

В тяжелом положении оказались социальные статьи. В проекте бюджета предлагается прекратить компенсационные выплаты родителям детей, не посещающих детские дошкольные учреждения.

Буквально одновременно с поступлением проекта бюджета в ЗС вокруг него возникла атмосфера скандала. Координационная группа по бюджету и финансам, ознакомившись с проектом, приняла решение рекомендовать Законодательному собранию возвратить проект мэру без рассмотрения. Причина - несоответствие проекта закону "Об основах бюджетного процесса в СПб": в нем отсутствует адресная программа капитальных вложений, бюджеты городских районов и внебюджетные фонды, т.е. те позиции, которые мэр решительно не хотел предоставлять в распоряжение депутатского корпуса, но был вынужден подписать закон после того, как ЗС преодолело вето мэра (см. [7]). Кроме того, мэрия не внесла в ЗС проект закона о налоговой системе на 1996 год, принятие которого, согласно тому же закону о бюджетном процессе, должно предшествовать принятию бюджета.

Но все же скандала удалось избежать - на ближайшее заседание ЗС мэр представил новый вариант законопроекта, в котором учтены практически все замечания координационной группы по бюджету

          
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments