b_insider (b_insider) wrote,
b_insider
b_insider

Предвыборные дебаты Собчак-Яковлев. Ч1

 У recepter в 2005 году была опубликована частичная расшифровка теледебатов Собчака и Яковлева в 1996 году. Имеет смысл повторить:
31 мая 1996 года в студии петербургского телевидения кандидаты на пост губернатора Анатолий Собчак и Владимир Яковлев.

ЯКОВЛЕВ: В течение всей избирательной кампании меня обвиняли в том, что мы составили, использовали фальшивое письмо деятелей культуры, хотя Анатолий Александрович прекрасно понимает, что это провокация его людей. Но обязательно ответит, что сам лично никакого отношения к этому не имеет. Я спрошу его об уголовном деле в Генпрокуратуре, которого якобы нет, и он обязательно скажет, что его нет, что он когда-то случайно в кремлевской столовой облил супом кого-то из прокуратуры и вот теперь они занимаются как раз такими делами.
Я спрошу нашего мэра и о фальшивых видеороликах, на которых якобы моя каменная дача, моя "Вольво", мои магазины и банки. На самом деле этого ничего нет, и я вынужден был материалы направить в суд. Очевидно, что это ложь. И это самая главная сейчас составная часть предвыборной платформы. Вот эту ложь и необходимо изгнать из нашего города. Я пришел сюда, хотя понимаю, что это, в общем-то, театр для одного актера и что красноречивей, чем говорит наш Анатолий Александрович, вряд ли кто может сказать.
На самом деле, у него достаточно денег и власти, чтобы повесить свои портреты на всех столбах, достаточно денег для того, чтобы заткнуть глотку всем тем, кто хочет выступить против. Я вышел против этой машины, и мы с вами можем победить. Как бы ни кончилось голосование 2 июня, город никогда уже не будет таким, каким он был. Многие люди уже это почувствовали. И я бы сказал, что мне искренне жаль Анатолия Александровича, так как только 15% голосующего населения города проголосовало за нашего мэра, который 5 лет работал. И я думаю, что над этим стоит задуматься.
И последнее. Меня последнее время называют городничим с узким кругозором прораба. Но вы не забывайте, что прорабы вообще строят, прорабы созидают, и не случайно, что и президент наш был прорабом, был управляющим. И поэтому, с одной стороны, мне это даже льстит.

СОБЧАК: В отличие от Владимира Анатольевича, я не знаю, что он скажет. (Теперь, правда, уже услышал это.) И мне интересно, что он сказал в своем предварительном заявлении, и как он будет отвечать на вопросы в процессе дебатов. Пять лет назад вы, в первый раз избирая мэра города, проголосовали за решительные изменения в своей жизни, проголосовали за то, чтобы порядки, сложившиеся тогда, были изменены. И вы были тогда абсолютно правы, потому что даже трудно было предположить, многие и не догадывались об этом, на краю какой пропасти в июне 1991 года стояла и страна, и город.
Что произошло за эти пять лет? Были очень трудные, подчас болезненные изменения, которые коснулись буквально каждого. Но, пожалуй, самое главное, чего мы достигли, - это стабильная жизнь и предсказуемое развитие города.
      Даже в самые критические моменты этих лет, когда политическая борьба выливалась в вооруженные столкновения и улицы Москвы и других городов обагрялись кровью, наш город не стал ареной этих столкновений. И сегодня мы можем сказать: завершен целый исторический период. От этапа политической борьбы и выхода из экономического кризиса мы вступили в новый период, период экономического восстановления, развития и роста страны.
Мы за эти годы заложили фундамент, базис экономического развития страны на многие годы. Да, за эти годы произошло и снижение жизненного уровня, возникло много негативных явлений, которые мешают нам жить, но все-таки самое главное сделано. Мы избавились от унизительного дефицита, от доставания самых элементарных продуктов, от стояния в очередях, от деревянных денег. И самое главное - мы обрели свободу! Стали жить свободными людьми в свободной стране. И как раз проходящие сейчас выборы губернатора города и выборы президента России в июне лишний раз подчеркивают, что именно вы, простые жители города, жители России, определяете, кто будет управлять страной или городом, какая политика будет проводиться и в нашем городе, и в стране. Вам предстоит избирать губернатора.
Но прежде, чем вы это будете делать, я хотел бы, чтобы вы более подробно ознакомились с тем, чем занимается мэр или губернатор города, что входит в круг его обязанностей. Потому что в течение всей предвыборной кампании вас старались убедить, что губернатор, руководитель субъекта Федерации - это вовсе не политик и не политическая фигура, это должен быть хозяйственник, завхоз и только тогда дела в городе пойдут лучше, и указывали на все те недостатки, которые есть в городской жизни, - и на неухоженные дороги, и на наше плохое жилье, и на многие-многие вещи, которые нас с вами раздражают. Так вот, примерно четверть времени губернатора или мэра занимает работа в СФ, потому что по закону руководитель Санкт-Петербурга является членом высшей палаты парламента. Это взаимодействие, взаимоотношение с федеральными структурами власти, это отстаивание интересов города в этих структурах, это, наконец, решение общегосударственных вопросов, изучение, подготовка проектов законов, голосование или, наоборот, неприятие тех или иных законодательных решений, которые приняты в Думе.
Так что руководитель Санкт-Петербурга - это очень важная политическая фигура, от которой немало зависит и в России, как она будет развиваться дальше. Другая сторона работы - это взаимоотношение с городским законодательным собранием. Ведь по действующему законодательству именно мэр города представляет законодательному собранию проекты законов, участвует в их подготовке, обсуждении и, наконец, подписывает их после принятия законодательным собранием либо возвращает, если они составлены неудовлетворительно. Наконец, третье направление состоит в обычной, рутинной, повседневной работе собственно по управлению городом. (Это и подбор кадров. Кадры, как говорилось в прошлом, решают все, и это правильно.)
Я должен сказать, что сегодня в городе есть команда людей, которая знает город, хорошо работает, хотя, как видит Бог, не обошлось здесь и без кадровых ошибок. Далее. Это очень значительная работа, связанная со взаимоотношениями с районами, с районными администрациями, с подписанием многочисленных финансовых документов, с урегулированием взаимоотношений, связанных с городской собственностью. Есть целый ряд вопросов, которые вообще может решать только мэр города. Скажем, вопросы перевода помещений из жилых в нежилые или наоборот. Таких вопросов достаточно много. И, наконец, за рамками обычного рабочего дня остается очень большой объем неформального общения: посещение трудовых коллективов, встречи с людьми, разговоры с ними. И вот в результате такого неформального общения, которое происходит, в частности, и на так называемых презентациях, решаются и достигаются очень многие результаты. Я могу сказать, например, что практически все памятники, поставленные в городе за последние 5 лет, поставлены не за счет городского бюджета, а за счет средств различных предприятий, банков, предпринимателей, которые, как истинные петербуржцы, думали о городе и способствовали украшению его улиц, решению многих вопросов, связанных с реставрацией, скажем, исторического центра города. Что касается нашего будущего.
Санкт-Петербург все эти годы был лидером экономических реформ, и те показатели, которых мы достигли, являются на сегодняшний день лучшими в России. И поэтому мы можем спокойно смотреть в будущее. Правительство города определило до 2000 или даже до 2005 года программы по всем направлениям развития города: и по образованию, и по здравоохранению, и по градостроительству, и по промышленности, и по транспорту. Сегодня практически нет той сферы жизни в городе, которая бы не была определена правительством. И поэтому нам ясно, что делать дальше, и мы можем говорить о предсказуемом развитии города на ближайшие годы.
И поскольку, по осуществленной жеребьевке, мне выпало право первым задать вопрос, я бы хотел у Владимира Анатольевича, поскольку он во время предвыборной кампании все время говорил, что его подвигли участвовать в этой кампании какие-то разногласия с мэром города, невозможность совместной работы и так далее, я хотел спросить: Владимир Анатольевич, какие принципиальные разногласия между нами мешали выполнять самые элементарные обязанности, которые определены вашими должностными инструкциями и положениями. Скажем, 15 января 1996 года я даю вам распоряжение, прошу срочно подготовить решение о запрещении ставить автомашины поперек улиц, о порядке установления и взимания платы за стоянки автомашин, о перечне платных стоянок и публикации для всеобщего сведения об этом и так далее. Вот это указание мое не выполнено до сих пор. Что же вам мешает?

ЯКОВЛЕВ: Это получается уже, как студент на экзаменах, поэтому это несерьезный, наверное, подход. Все решения, какие необходимы были, я выполнял, и я готов отчитаться за все решения, за все дела в городе. Тот отчет, о котором вы отчитались, что все сделано, построено, мосты сделаны и так далее, посмотрите, это же отчет комитета, который возглавлял я. А вот эта маленькая толика из того разговора - это вопрос, который, наверное, не стоит сегодня даже обсуждения.

СОБЧАК: Ну, почему же, вы говорите о том, что городу нужен человек, который умеет хозяйственные вопросы решать, так вот почему же вы их не решали?

ЯКОВЛЕВ: Вы ответили в своих выступлениях, как вы здорово поработали по проблемам городского хозяйства, как вы везде бывали и так далее. И рассказали, как здорово все построено, построено много. Так вы же знаете, что я все время во всех этих делах участвовал, все эти три года. И я готов ответить, что было сделано, как было сделано. Единственное, что я могу сказать: вот меня 4 месяца не было, посмотрите отчет по строительству жилья, - 30% от прошлого года. И уже сразу все встает на свои места, как здорово вы можете руководить и управлять городскими делами, городскими проблемами.

СОБЧАК: Я должен, Владимир Анатольевич, сказать вам следующее. Вы же сами непосредственно отвечали за всю сферу городского хозяйства, так именно вы и должны были все это делать, потому что вы были первым заместителем по городскому хозяйству.

ЯКОВЛЕВ: Прекрасно. И я делал. В размерах 30%. И вы прекрасно знаете, что выделялось на все проблемы 30%. Вы представьте, хозяйка-то на кухне за 30%, что она вам сделает в течение всего периода. Сможет ли она вообще управлять вот этими 30%? Да и кто персонально при этом этими деньгами распоряжался-то? Мэр! А мэр отдал на откуп комитету экономики и финансов. Вот результат всей работы. И то, что вы сегодня говорите, даже смешно смотреть, как вы зачитываете документ, который ни о чем не говорит абсолютно.

СОБЧАК: Значит, вы считаете главная проблема - это недостаток денег?

ЯКОВЛЕВ: Нет, зачем вы так сразу переводите?

СОБЧАК: Вы так сказали, что, вот, не было денег для решения этих проблем, всего 30%.

ЯКОВЛЕВ: Многие вопросы решались в отсутствие средств, и вы прекрасно знали, как они решаются, эти вопросы. И благодаря тому, что существовал авторитет ЯКОВЛЕВА, это решалось среди городских структур, строительных организаций и транспорта, и вы это прекрасно понимаете и знаете. Поэтому, давайте, не переводите на дешевые приемы.

СОБЧАК: Тогда я хотел бы привести некоторые цифры, раз вы говорите, что вам денег не давали. Я хотел бы привести сначала одну цифру о том, как вы использовали даваемые деньги, а потом цифру, сколько вам давали денег и как их давали. Давайте начнем с того, что в мае 1996 года счетная палата РФ, кстати, первым заместителем ее председателя является Юрий Юрьевич Болдырев, провела проверку в Санкт-Петербурге использования средств, выделенных из федерального бюджета на содержание жилья по департаменту эксплуатации и использования жилья и на реконструкцию исторического центра. И вот что они установили. Что всего за этот период, за 1995 год, департамент по содержанию жилищного фонда выдал различным коммерческим организациям, в частности, фирме ИНТУР какой-то, 240 миллионов и другим - 6,9 миллиардов рублей, которые сегодня числятся дебиторской задолженностью и департаменту не возвращены. Вот, если вы говорите, что вам мало денег давали, так на каких основаниях подчиненный вам департамент передавал такие большие суммы в качестве кредитов каким-то коммерческим организациям?

ЯКОВЛЕВ: Вы задаете вопрос-то опять не мне, у вас есть...

СОБЧАК: Как это не вам? Вы же непосредственно отвечали за этот департамент.

ЯКОВЛЕВ: У вас есть комитет экономики и финансов, который контролирует всю эту деятельность, и вы прекрасно понимаете, как комитет экономики и финансов распределяет эти деньги. Поэтому вы все вопросы, пожалуйста, задавайте этому комитету. И не вытаскивайте ваши вопросы, за которые несет ответственность тот человек, который владеет финансами.

СОБЧАК: Нет-нет, простите, речь идет о том, что финансы были переданы департаменту, который вам подчинен, этот департамент отдал эти деньги, вместо того, чтобы содержать городское хозяйство, отдал эти деньги коммерческим структурам, а вы говорите, что здесь причем-то комитет по городскому хозяйству? А за что вы-то деньги получали? Это ведь ваша сфера непосредственной ответственности.

ЯКОВЛЕВ: Вы, по-моему, опять слабо знаете, что такое департамент и что такое комитет. Есть комитет, и есть департамент. Департамент, почитайте, по всем условиям положений записано, "непосредственно подчиняется мэру города".

СОБЧАК: Департамент по жилищному хозяйству?

ЯКОВЛЕВ: Да. Поднимите любые документы, там записано.

СОБЧАК: Я вам подниму сейчас положение о распределении наших служебных обязанностей, где вам подчиняется, именно вам подчиняется и комитет по городскому хозяйству, и департамент...

ЯКОВЛЕВ: Не опускайтесь.

СОБЧАК: ...который входит в состав комитета.

ЯКОВЛЕВ: Анатолий Александрович, ну, не надо опускаться.

СОБЧАК: Владимир Анатольевич, ну, зачем же так. Ну, ладно, я не буду с вами спорить. Я приведу еще одни цифры. Контрольно-счетная палата, теперь уже законодательного собрания города, установила в результате проверки, что в 1995 году на содержание дорог и их благоустройство вашим департаментом было получено, опять тем, которым вы непосредственно руководите, 105% средств, выделенных от бюджета. А за первый квартал 1996 года 108,7% средств, в то время как на здравоохранение выделено только 90%, на образование - только 80% средств. Вот, как это вяжется с вашими словами относительно того, что вам денег не давали, и что у вас постоянные были, по вашим разговорам, нехватки? Вот вам структура бюджета за последние годы. И вот, посмотрите, жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт, за который вы отвечали, посмотрите социальную сферу, постоянно идет увеличение средств, выделяемых на сферы вашего непосредственного ведения, на хозяйство, и происходит определенное сокращение на социальную программу. Так что, вы и дальше собираетесь решать проблемы городского хозяйства за счет свертывания социальных программ?

ЯКОВЛЕВ: Мне стыдно за вас и за тех, кто вам готовит вот такие документы. Вы же прекрасно знаете, я готов развернуть вам целую цепочку всего того, что происходило.

СОБЧАК: Разверните.

ЯКОВЛЕВ: И об этом говорилось всегда и везде. Вы поднимите стенограммы о том, сколько выделяется средств. Ну, зачем вам сейчас нужно вводить опять в очередной раз в заблуждение людей, зачем вы это делаете? Вы прекрасно понимаете, что комитет экономики и финансов...

СОБЧАК: Какие уж тут заблуждения, отдаются деньги коммерческим структурам.

ЯКОВЛЕВ: Поэтому давайте мы договоримся так, если вам готовится информация совершенно из ненадежного источника, и вы прекрасно понимаете, что это очередная ложь, а я вам, кстати, об этом не раз говорил, и вы в душе уверены, что я прав в том, что комитет экономики и финансов в том состоянии, он вам свинью просто подложил тем, что он делал до сих пор. Поэтому не вытаскивайте те вопросы, которые вы не знаете хорошо.

СОБЧАК: Вы, по-моему, заклинились на комитете экономики и финансов, но у меня есть вопросы непосредственно к вам, по вашей деятельности. Вот вы в своей программе постоянно говорите о том, что вы заботитесь о промышленности, а мэр об этом не думает. Но странным образом в вашем комитете был департамент топлива и энергетики, который вы почему-то ликвидировали. А вы знаете прекрасно, что для промышленности сегодня цены на топливно-энергетические ресурсы - это главный бич, который останавливает развитие промышленности. Почему вам понадобилось ликвидировать тот самый департамент, работа которого была направлена на то, чтобы следить за деятельностью ТЭК и помогать промышленности нормально развиваться?

ЯКОВЛЕВ: Прекрасный ход мысли, Анатолий Александрович. Вы же прекрасно понимаете, что департамент был создан для одного, а начал заниматься другими делами, поэтому я вынужден был его ликвидировать. Я из 30 человек оставил 5 человек, которые работают отделом в комитете по управлению городским хозяйством - и намного спокойнее, и намного лучше. И вы это прекрасно знаете. И вы это одобрили как раз в тот период, что нельзя раздувать такие штаты. И это как раз направлено на одно - на то, чтобы как можно проще и лучше работать. И вы тоже убеждаетесь в этом, вы знаете это, зачем же кривить душой и вытаскивать такие вопросы?

СОБЧАК: Нет-нет, почему же вытаскивать такие вопросы?

ЯКОВЛЕВ: Впечатление создается, что вы такими вопросами просто не владеете. Вот, как-то вы ухватили его со стороны.

СОБЧАК: Ну, хорошо, вот вы говорите, что департамент пошел куда-то не туда, но это же опять непосредственно подчиненный вам департамент. Почему он пошел куда-то не туда, и вы взялись его ликвидировать?

ЯКОВЛЕВ: Он успел только лишь обюрократиться, как в течение того же месяца был ликвидирован.

СОБЧАК: Но вы же отвечали за него?

ЯКОВЛЕВ: Правильно, поэтому сделали так, как лучше. Вы забываете одну вещь, вам все время готовит кто-то несерьезно и несолидно информацию. Существует тарифная политика, тарифная комиссия, региональная, она находится в комитете экономики и финансов, и возглавляет-то ее как раз г-н КУДРИН. И вот то, что он вам готовит, он прикрывает только себя, и вам подсовывает вот такого рода документы.

СОБЧАК: Я думаю, это на вас повлияло, наверное, вчерашнее заявление ГАЙДАРА о том, что единственная сфера, которая в городе не подверглась реформированию, если вы хотите еще в России найти чисто большевистскую структуру управления жилищным хозяйством, это как раз ваша структура, и поэтому вы так реагируете. Но у меня есть к вам другой вопрос. Ну, хорошо, с департаментом не будем. Там он не туда пошел, бог с ним. Вот, у вас была в непосредственном подчинении, вы за нее отвечали, комиссия по делам общежитий. Вы сейчас очень много говорите о том, кстати, эти программы мы еще 2 года назад приняли и утвердили, как вы собираетесь расселять общежития. Но, вот, удивительным образом и эту комиссию вы зачем-то ликвидировали.

ЯКОВЛЕВ: (смех) Анатолий Александрович, ну, честное слово, мне за вас просто становится неудобно. Я никогда не возглавлял комиссию по общежитиям. Она создана совместным решением депутатов законодательного собрания и тех людей, которые на общественных началах взялись за разработку этого вопроса в жилищном департаменте, на общественных, подчеркиваю, началах. И поэтому меня удивляет, как вы так поверхностно летаете и ни одного вопроса не можете уловить.

СОБЧАК: Уважаемый Владимир Анатольевич, это все разговоры. А вы мне ответьте конкретно. Работает эта комиссия, или вы ее ликвидировали?

ЯКОВЛЕВ: Давайте так, ничего подобного, не то, что комиссия работает, вы можете на Чернышевского проехать и посмотреть, как она работает. Она работает опять же на общественных началах. Вы очень хорошо в политике разбираетесь, мне нравится, честно говоря, как вы ориентируетесь, но здесь не поддавайтесь вы тому, что вам подсовывают...

СОБЧАК: Спасибо за комплимент. Ну, ладно, о хозяйстве у нас с вами разговор не очень получается. Давайте поговорим о политике. Все-таки мэр города, хоть он и завхоз и хозяйственник, но политикой тоже как-то должен хотя бы в СФ заниматься. Вот, один из лозунгов вашей предвыборной кампании был тот, что городу нужен свой, питерский ЛУЖКОВ, который бы и смог поднять наше хозяйство. Я хочу продемонстрировать петербуржцам журнал НОВОЕ ВРЕМЯ и в нем статью известного московского экономиста, доктора экономических наук Олега Новикова. Вот что он пишет: "Стоимость минимально допустимой продуктовой корзины в Москве выросла за год в два раза и оценивалась на начало 1996 года в 277 тысяч рублей, по Санкт-Петербургу - на 23% ниже. Число умерших на 1000 человек населения составило в Москве 16,8, а в Санкт-Петербурге - 15,8. Растет число убыточных предприятий - 1127, общая задолженность промышленных предприятий строительства и транспорта составила на 1 декабря 27 триллионов рублей.
Но какова стоимость квадратного метра жилья в Москве? Может ли москвич купить квартиру за 1200 долларов за 1 квадратный метр? Цена жилья в Москве в 2,5 - 5 раз выше, чем, например, в Санкт-Петербурге". Еще одна проблема. "В декабре 1995 года число зарегистрированных безработных возросло на 47% и составляет более 400 тысяч человек, то есть превышает 7% от трудоспособного населения. В Санкт-Петербурге только 1,8%." Здесь приводятся еще и другие данные о том, каков состав московского правительства и прочее. Так вот, я хочу вас спросить, Владимир Анатольевич, что конкретно из этих достижений МОСКВЫ вы хотите внедрить в Санкт-Петербурге?

ЯКОВЛЕВ: Я, прежде чем ответить, только хочу уточнить одно, вы меня так все время и будете 35 минут экзаменовать, либо вы позволите мне тоже вопросы задавать?
          

фото: ИНТЕРПРЕСС
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments